Лицей в годы Блокады

  Между жизнью и смертью…
Школа в годы блокады (1941‐1944 годы)

 Наша школа, так же как и все жители Ленинграда, пережила страшные годы блокады. Здание школы использовалось для районной администрации, для военного комиссариата, а второй этаж оставили учащимся. Не подавалась вода, не работало отопление и освещение. Все окна были затемнены, так как немецкие самолеты бомбили город и днем, и ночью. Занимались при свете коптилок (гильза от патрона с машинным маслом и фитилем), во время бомбежек переходили в бомбоубежище. Однажды бомба пробила крышу и врезалась в пол кабинета биологии, где шел урок. Дети не испугались, они замерли, потом тихо вышли. Саперы, прибывшие в класс, благополучно ее разминировали.

 Ни голод, ни холод, ни обстрелы не мешали детям учиться. Писали карандашом на бумаге серого цвета. Помимо учебы, порой приходилось дежурить на чердаке или крыше и гасить зажигалки с помощью лопат и песка. Старшеклассники ходили по квартирам и спасали оставшихся без родителей маленьких детей, посещали раненых в госпиталях, оказывая им помощь: писали письма, вязали рукавички, шили кисеты для табака,  участвовали в концертах.

В этот период директором была Антонова Антонина Брониславовна. Школьники изучали математику, русский язык, а также военное дело: разбирали ППШ (пистолет-пулемёт Шпагина), снаряды, изучая их устройство. Работали кружки: стрелковый, гранатомётный, пулемётный. Сохранились ведомости и журналы с оценками учащихся по военному делу. Летом учащиеся пололи грядки на совхозных полях, каждый, отработавший норму, получал специальную отметку в трудовую книжку. Рабочий день по сбору овощей длился более 7 часов. Две такие книжечки есть у нас в музее. В трудное время умирали и дети, и учителя, но оставшиеся в живых верили в победу и делали всё, чтобы она пришла скорее.

Учителя и учащиеся собрали более 3,5 тысяч рублей и 2 тысячи рублей облигациями, а потом сдали их на строительство танка. Иосиф Виссарионович Сталин прислал в школу благодарственную телеграмму.

Ребята занимались спортом: они победили в кроссе (бег командой на длинные дистанции), за что получили приз – шелковый вымпел. Это произошло в 1943 году. Жизнь продолжалась. В 1943 году школу посещали 362 человека, все они учились без двоек, а 42 ученика стали отличниками. Учителя нашей школы – Стефаненко Е.Ф.,  Израильтян С.М., Кудрявцева Е.М., Краевская Т.М., Предтеченская Ф.М., Антонова А.Б. и другие были награждены медалями «За оборону Ленинграда».

Всего в 1944 году школу закончили 2500 ленинградцев, среди них были и наши выпускники.

Федулова Л.А.

Блокадные классы

    

Они учились в нашей школе и погибли за Родину

В нашем лицее есть музей истории школы. В обширном архиве музея имеются документы, фотографии, рисунки и вещи, связанные с трагическим и в то же время героическим временем, пережитым гражданами России – с Великой Отечественной войной. Двадцать пять выпускников школы погибли, сражаясь за свободу, счастье и мирное будущее нашей страны. Расскажу только о троих.

Боря Рохлин отлично учился, был прекрасным организатором самодеятельности. Его любили и учителя, и учащиеся. Окончив школу, поступил в Ленинградский университет. Началась война, и он вступает в Красную армию добровольцем. Погиб политрук в январе 1942 года в районе города Юхна. Днем и ночью шли упорные бои с фашистами. Трещали морозы, снега были по пояс. В разгар боя командир батальона получил тяжелое ранение, вместо него повел бойцов в атаку Борис. Вражеская пуля пронзила ему грудь навылет. Падая, истекая кровью и умирая, Борис взмахнул рукой и показал: «Вперед!» Бой продолжался…

Лева Волков окончил школу в 1936 году и поступил в Военно-морское училище имени М.В.Фрунзе. Получил диплом  с отличием перед самой войной. В сентябре 1943 года он командует группой катеров и ведет ее в дневную атаку на врага. Свинцовые волны раскачивают суда, свистят пули, грохочут пушки, гибнут матросы,  горят палубы, клубы черного дыма застилают глаза, но, несмотря  на это, группа отважно воюет и побеждает. Однако через месяц лейтенант Леонид Волков погибает в неравном бою.

Громов Владимир  окончил 8 классов и ушел на Кировский завод работать учеником чертежника. Днем работал, а вечером учился на рабфаке Горного института. В 1936 году был направлен на учебу в 502 авиаполк города Энгельса. С начала войны воевал в этом же полку, управляя штурмовиком. Был награжден орденом Ленина за то, что помог боевому товарищу, уничтожив вражеский самолет. Фашистский самолет, падая, сбросил бомбы на свои войска. Владимир погиб в бою, защищая небо над родной землей, награжден орденом Красного Знамени посмертно.

Прошло 70 лет со дня великой Победы, но память о том, что Борис Рохлин, Лев Волков, Владимир Громов  не пожалели своей молодой  прекрасной жизни для счастья других, остается, и мы понимаем, как велика была их жертва.

Девятого мая 2015 года мы вспомним не только о них, но и о жителях блокадного Ленинграда, о танкистах, горевших под Курском, о моряках-черноморцах, о летчиках, воевавших в огромном небе над Россией, о врачах и медсестрах, спасавших раненых, о разведчиках и партизанах и, конечно, о детях, смотревших смерти в лицо. Вечная им слава!

Федулова Л.А.

В музее хранится блокадный дневник Марии Федоровны Шукелло. Дневник представляет собой ветхие разрозненные листочки школьной тетради, которые рассыпаются в руеах. Текст написан то ручкой, то карандашом неразборчивым почерком, к тому же часть страниц пострадала от времени - чернила выцвели, было много истёртых и оборванных фрагментов текста.Благодаря проекту "Такая разная война..." для сборника из серии Страницы "Бессмертного полка" дневник был отцифрован и часть записей была восстановлена для публикации. К сожалению, разыскать автора дневника не представляется возможным. 

Дневник Шукелло Марии Федоровны

 

Моей бабушке школа помогла выжить

Я хочу рассказать о своей бабушке, которая в блокаду училась в нашей школе.

К сожалению, мне не удалось её увидеть и пообщаться с ней, она умерла за полтора года до моего рождения, но моя мама мне много рассказывает о бабушке и моей прабабушке, как когда-то они делились с ней своими воспоминаниями о своей жизни, о своей нелёгкой судьбе, о том, как они пережили военные годы и блокаду, ведь они были в осаждённом городе все 900 блокадных дней.

Когда началась война, моей бабушке было всего 11 лет, но те страшные годы она помнила всю свою жизнь. Перед войной бабушка со своими родителями и старшей сестрой жила в Сосновой Поляне, а их родственники на Разъезжей улице. Враг стремительно продвигался по территории нашей Родины, захватывая всё больше наших городов, устремляясь к достижению своей цели, захвату двух главных городов нашей страны – Ленинграда и Москвы.

В те времена Сосновая Поляна была пригородом Ленинграда, и все жители понимали, что эта территория может быть оккупирована фашистами, а сами они окажутся в плену у фашистов, но никто не думал, что фашисты так быстро подойдут к окраинам города, да и не верили, что война затянется на много лет. Поэтому прадед принял решение перебираться к родственникам в город. Два месяца, по выходным, перевозили к ним личные вещи. Возили на трамвае, который и в те времена связывал Сосновую Поляну и город, но фашисты слишком быстро продвигались, так что они не успели перевезти самое важное – тёплые зимние вещи. Когда в одно из сентябрьских воскресений прадед решил вернуться за тёплыми вещами, наши бойцы его уже не пропустили, объяснив, что Сосновая Поляна была уже оккупирована. Так бабушка со своей семьёй осталась жить у родственников на улице Разъезжей. Вскоре вражеское кольцо вокруг города сомкнулось, начались самые ужасные дни и годы блокады. Для жителей города были введены продуктовые карточки. Прадеда призвали на войну, на Ленинградский фронт, где он стал защищать свой город, в котором остались его жена и две дочери. Прабабушка отказалась эвакуироваться, она очень боялась растерять по дороге своих дочек, если начнётся бомбёжка, а самое главное, что у них не было никаких тёплых вещей и каких-либо ценностей, которые можно было бы в дороге обменять на продукты. Она решила, что если суждено умереть, то всем вместе и в своём городе, где есть родные.

Первую блокадную, самую тяжёлую зиму бабушка и её сестра в школу не ходили, у сестры началась цинга и перестали ходить ноги, а бабушка стояла в очередях за хлебом, так как их мама всё время пропадала на работе, в том числе на рытье окопов. Через несколько месяцев им дали комнату на проспекте Стачек, недалеко от нашей школы, в проезде к больнице (бывшей им. Володарского).

Шёл второй год войны, второй год блокады. Бабушка с сестрой стали учиться в нашей школе. Было очень холодно, и очень хотелось есть. Для того чтобы как-то поддержать детей, в обмен на продуктовые талоны их кормили тёплыми обедами ( похлёбка с малюсеньким кусочком хлеба). В коридорах стояли баки с запаренной кипятком хвоёй, и всегда можно было попить эту тёплую настойку. Делалось это для того, чтобы дети могли хоть немного согреться и получить витамин С (его много в хвое), чтобы не заболеть цингой. Отапливались классы печками «буржуйками», всё равно было очень холодно. На уроках писали карандашами, точнее «огрызками» карандашей, на белых полях газет. Ручек, чернил и бумаги просто не было, но занятия не прекращались, прерывались лишь на время обстрела.

Это уже потом в 1943 году произошёл прорыв блокады, потом снятие блокады, открытие второго фронта. После каждого такого этапа войны увеличивалась норма хлеба по карточкам, начали появляться и другие продукты.

Уже в конце войны жители стали возвращаться из эвакуации в родной город, многие из них с детьми. В классах стало больше учеников, но с теми, с кем бабушка училась в классе и пережила эти страшные времена, она дружила до самой смерти. Даже через много лет они часто встречались и вспоминали все те ужасы, которые они пережили в своём детстве. Моя мама бывала на этих встречах и слышала эти воспоминания и запомнила их, а теперь пересказывает их мне.

Иванова Елена, выпускница 2017 года

 

Назад