Задания (Комарова Е.А.)

5 класс6 класс7 класс | 8 класс


5 класс 

1. Звуки, буквы, встаньте в ряд! (Фонетика и орфоэпия) 

В тетради ученика написано:

бес приятеля, без Оли, бес них.

Объясните, где здесь описка, где ошибка? 

2. Наш язык в действии (лексика) 

Наблюдательный человек – приметливый или приметный?

Как надо сказать про еду, приготовленную из рыбы: рыбная или рыбья?

Какое слово определяет уклончивого собеседника: дипломатичный или дипломатический? Объясните свой выбор.  

3.Как растут слова? (Морфемика, словообразование) 

Какое существительное отличается от остальных по составу?

Льдинка, пылинка, бусинка, соломинка, изюминка?

Свой выбор объясните.  

4. Кто есть кто? (Морфология) 

Охарактеризуйте слова звонок и попугай с точки зрения орфоэпии, лексики и морфологии.  

5. Точка, точка, запятая… (Синтаксис и пунктуация) 

Составьте и запишите предложения так, чтобы слово язык в предложении выступало в роли разных членов предложения. 

6. От слова – к тексту (творческая работа) 

Напишите сочинение-рассуждение:Почему слов в языке меньше, чем предметов (в действительности)?    

7. Орфоэпическая норма русского литературного языка 

1.Укажите слово, в котором ударение поставлено неверно.

А) звонИт     Б) тортОв    В) платО    Г) щавЕль 

2.В каком слове сочетание ЧН произносится иначе, чем в других?

А) яичница   Б) конечно   В) тряпочный   Г) конечный 

3.В каком слове согласный перед Е произносится мягко?

А) фрейлина   Б) тире   В) тенор   Г) тостер 

8.Лексическая норма русского литературного языка 

1.В каком предложении слово БЕГУН употреблено в несвойственном ему значении?

         А) Один из бегунов уже пересек финишную линию.
         Б) Бегун нырнул в подворотню и скрылся от преследователей.
         В) Вчера прошли соревнования бегунов-любителей с бегунами-профессионалами.
         Г) Из-за поворота показались четыре бегуна. 

2.Найдите ошибку в употреблении слова.

А) надеть одежду   Б) одеть Надежду   В) одеть пальто   Г) надеть платье 

3.Найдите лишнее слово в ряду синонимов.

А) страна   Б) родина   В) отечество   Г) отчизна 

9.Грамматическая норма русского литературного языка 

1.Употребите правильные формы глагола ЕХАТЬ в предложениях.

         А) Каждый день мы ____________ в школу на автобусе.
         Б) Саша, ______________ с горки первым!
         В) Катя хорошо _______________ на велосипеде. 

2.Найдите правильно построенное предложение.

       А) Старые и молодые любили и гордились Крупеничкой.
       Б) Иванушка то в медный таз начищенный смотрится, то на своё отражение в воде любуется.
       В) Мы всё ещё надеялись на успех и верили в него.
       Г) В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю. 

3.Проводник объявил пассажирам: «Поезд прибывает согласно…». Как ему надо закончить фразу?

А) с расписанием    Б) расписания    В) расписанию    Г) по расписанию

10.Текст. Орфографическая и пунктуационная норма русского литературного языка 

1.Спишите текст, вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. 
Глазастые охотники 

Взгл…ните в глаза стр…козе, сидящей на веточк… Если смож…те ост…р..жно приблизит…ся к ней то уд…витесь. Глаза не просто большие. Они огромные круглые и гла…кие, как бока глобуса. Сверкают на солнце отр…жают весь мир зелёный лес ж…лтую д…рогу и бе…конечное небо.Потом она взлетит. И вы услыш…те шелест её сильных крыльев. Или не услыш…те но увид…те как крылья в движени… засветятся заиграют в солнечных лучах. Стрекозы хищники, они охотятся с мая до осени. 

2.Объясните, почему текст называется «Глазастые охотники».

3.Сформулируйте основную мысль текста.

4.Найдите сравнение и объясните его художественную роль в тексте. 

5. Укажите средства связи предложений № 3 и № 4 в тексте.

А) повтор слов   Б) местоимение, синонимы   В) синонимы   Г) местоимение

6.Найдите ошибку в определении грамматических признаков слов.

        А) осторожно – наречие, неизменяемая часть речи
        Б) взлетит – глагол настоящего времени, 3 лица, единственного числа
        В) (на) солнце – имя существительное 2 склонения, среднего рода, единственного числа, предложного падежа
        Г) большие (глаза) – имя прилагательное, множественного числа, именительного падежа

7.Определите, какая характеристика предложения № 2 в тексте верна.

       А) сложносочиненное   Б) простое   В) простое, осложненное однородными членами предложения   Г) сложноподчиненное

8.Укажите № предложения с обобщающим словом при однородных членах предложения. Постройте схему этого предложения. 

9.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Или не услышите (1) но увидите (2) как крылья в движении засветятся (3) заиграют (4) в солнечных лучах.

А) 1, 2    Б) 1, 2, 4    В) 2, 3, 4    Г) 1, 2, 3 

10.Выделите во 2-ом предложении текста личные окончания глаголов и укажите спряжение.


6 класс

1.Звуки, буквы, встаньте в ряд! (Фонетика и орфоэпия) 

В каких фонетических вариантах представлен корень в словах рыба, рыб, рыбка, рыбешка? Объясните, почему?  

2.Наш язык в действии (лексика) 

Объясните происхождение фамилий Сыромятников, Пономарев, Кривых, Гончаров. 

3.Как растут слова? (Морфемика, словообразование)

  Образуйте десять глаголов от существительных – названий животных, рыб и птиц. Подберите к каждому из этих глаголов синоним. 

5.Точка, точка, запятая… (Синтаксис и пунктуация) 

Прочтите отрывок из стихотворения Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

И во весь духПошли зайчишки.А я им: «У-х!Живей, зверишки!

Смотри, косой, Теперь спасайся,А, чур, зимойНе попадайся!» 

Докажите, что зайчишки и зверишки – разные синтаксические единицы. 

4.Кто есть кто? (Морфология) 

Охарактеризуйте слова мелок и знать с точки зрения орфоэпии, лексики и морфологии.  

6.От слова – к тексту (творческая работа) 

Напишите сочинение-рассуждение:Знает ли человек все слова родного языка? Почему?   

 7.Орфоэпическая норма русского литературного языка

 1.Назовите слово, в котором безвариантная норма произношения.

А) симметрия   Б) языковой   В) квартал   Г) казаки 

2.В каком слове произносится твердый согласный [д]?

А) дебаты    Б) код   В) детектив    Г) декларация 

3.Укажите слово, в котором произносится [э] под ударением.

А) свекла   Б) новорожденный   В) афера   Г) планер 

8.Лексическая норма русского литературного языка 

1.Как мы называем бойкого, шумного, развязного человека?

А) разбитый малый   Б) разбойный малый   В) разбивной малый   Г) разбитной малый  

2.Определите, в каком предложении допущена ошибка в словоупотреблении.

       А) Большинство книг рассказывало о наших ровесниках.
       Б) Большинство школьников учится хорошо. 
       В) Большинство времени уходило на составление ненужных отчётов.
       Г) Большинство мальчиков в классе опоздали на экскурсию. 

3.Как правильно сказать: «В природе мы наблюдаем ________________»?

А) обильные ветра     Б) обильные снега    В) обильный град    Г) обильные дожди 

9.Грамматическая норма русского литературного языка 

1.Учеников 6 класса попросили написать объявление.

       А) Сережа написал: «Согласно приказу директора школы…».
       Б) Валера его поправил: «Согласно приказа директора школы…».
       В) Миша предложил: «Согласно с приказом директора школы…».
       Г) Саша уточнил: «Согласно по приказу директора школы…». 

Кто из ребят прав? Выберите правильный вариант ответа. 

2.Найдите ошибку в образовании формы родительного падежа множественного числа.

А) нет туфлей    Б) нет полотенец     В) много помидоров     Г) пять баржей 

3.Найдите предложение, в котором нет грамматических ошибок.

А) В нашем городе построены не только новая школа и больница, а также детская библиотека.
Б) В новом помещении библиотеки можно будет проводить не только литературные встречи, а и устраивать концерты.
В) На литературный вечер мы пригласили не только известных поэтов и писателей, но и профессиональных журналистов.
Г) Необходимо обратить внимание не только на чтение рассказа, но и пересказ. 

10.Орфографическая и пунктуационная норма русского литературного языка 

1.Спишите текст, вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. 
Прыжки с параш…том 

Вы видели когда (нибудь) в лесу серенькую белочку-летягу? Давным(давно) все знают какой она спец…алист по прыжкам с параш…том. Параш…т из тонкой кожи натянут у неё справ… и слев… между передними и задними лапками и сверху покрыт ш…рсткой.Забравшись (на)верх дерева, летяга вдруг отталкивает…ся всеми четырьмя лапками от ветки и плавно летит, раст…нув свой параш…т далеко(далеко) по воздуху. Пр…земляется она где (нибудь) по ту сторону полянк… на ни…ких ветках друго…дерева. Так летать она может без устали.

2. Выразительно прочитайте текст. Объясните, почему текст имеет такое название?

3. Сформулируйте основную мысль текста.

4. Охарактеризуйте художественную роль глаголов в 3-ем абзаце текста.

5. Укажите, какие средства связи существуют между 1-ым, 2-ым и 3-им предложениями:

А) лексические средства связи: местоимение, повтор слова.
Б) грамматические средства связи: местоимение, повтор слова.
В) лексические связи: местоимение, повтор, форма глагола.
Г) грамматические средства связи: местоимение, синонимы, наречие, форма глагола. 

6.Определите способ связи между предложениями в 2-ом абзаце текста.

7.Составьте схему 4-ого предложения.

8.Укажите правильный вариант ответа:

А) в предложении № 3 должны стоять две запятые перед повторяющимся союзом И
Б) в предложении № 3 запятую ставим перед вторым союзом И
В) в предложении № 3 запятых нет
Г) в предложении № 3 должны стоять три запятые перед повторяющимся союзом И 

9.Укажите правильное объяснение выбора орфограммы.

А) В слове ПРИЗЕМЛЯЕТСЯ пишу в приставке И, так как приставка имеет значение «неполноты действия».
Б) В слове ПРИЗЕМЛЯЕТСЯ пишу в приставке И, так как приставка имеет значение «приближения, присоединения».
В) В слове ПРИЗЕМЛЯЕТСЯ пишу в приставке И, так как приставка имеет значение « пространственной близости».
Г) В слове ПРИЗЕМЛЯЕТСЯ пишу в приставке И, так как приставка имеет значение «сопутствующего действия».


7 класс

1.Звуки, буквы, встаньте в ряд! (Фонетика и орфоэпия) 

Докажите, что [з`] не сонорный. 

2.Наш язык в действии (лексика) 

Прочтите фрагмент сказки А. Ремизова. 

«( Странного человека медведь никогда не тронет, он знает! – говорил старик. ( Встретишься с медведем, скажи ему: (Иди, иди, Мишка! (…)(. И медведь уйдет.» 

Назовите устаревшее значение выделенного слова. В каком значении употребляется это слово в современном русском языке? 

3.Как растут слова? (Морфемика, словообразование) 

Перед вами существительные в форме родительного падежа множественного числа: коров, домов, столов, голов, подков. Выделите окончания в данных словах и определите, в каком слове окончание зависит от значения. 

4.Кто есть кто? (Морфология)

Определите, какой частью речи являются выделенные слова. Обоснуйте свой ответ.Мне рассказывал один знакомый.Дела нет, один разговор.На улицу вели многие пути, а в переулок только один. 

5.Точка, точка, запятая… (синтаксис и пунктуация) 

Приведите все возможные варианты членения фразы на слова:

ЗАЧЕМПОСТАВЛЕНАТАМАРКА?

Объясните, что помогает Вам членить фразу. 

6.От слова – к тексту (творческая работа) 

Прочтите фрагмент стихотворения В. Шефнера: 

Сотни слов, родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях. 
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь (людское чудо)
Не скудела в наши дни.  

Назовите известные вам лингвистические словари русского языка. Расскажите об одном из них. 

7.Орфоэпическая норма русского литературного языка 

1.На уроке русского языка возник спор. Кто из ребят правильно расставил ударения в словах?

     А) Юра: обеспЕчение, танцОвщица, маркЕтинг
     Б) Ира: обеспечЕние, танцовщИца, мАркетинг
     В) Сережа: обеспЕчение, жАлюзи, мАркетинг
     Г) Лена: обеспечЕние, бАлую, маркЕтинг 

2.В каком ряду слов возможны варианты произношения [чн] - [шн]?

     А) конечно, яичница, горчичник
     Б) нарочно, скворечник, полуночник
     В) молочница, непорядочный, булочная
     Г) подсвечник, скучно, пустячный  

3.В каком слове произносится только согласный [т]?

А) критерий    Б) отдал     В) мистер      Г) кратер 

8.Лексическая норма русского литературного языка 

1.Найдите лишнее слово в ряду синонимов.

А) страна    Б) государство    В) родина    Г) держава 

2.Выберите правильный вариант употребления слова с предлогом.

А) рецензия на рассказ   Б) рецензия о рассказе   В) рецензия по рассказу   Г) рецензия к рассказу 

3.Семиклассников попросили использовать в предложении фразеологизмы.

Саша сказал: «Наш класс идёт в одну ногу со временем». Дима сказал: «В жизни всё изменяется, всё течёт в лучшую сторону». Маша предложила: «Не мудрствуя долго, мы должны хорошо учиться».Кто из ребят правильно выполнил задание?

А) Саша и Дима    Б) Дима и Маша     В) Саша и Маша     Г) никто 

9.Грамматическая норма русского литературного языка 

1.Как правильно написать словесное выражение «с 1508 рублями»?

    А) с тысяча пятьсот восьмью рублями
    Б) с тысячей пятисот восьмью рублями
    В) с тысячью пятьюстами восемью рублями
    Г) с тысяча пятистами восемью рублями 

2.Укажите правильный вариант построения предложения.

    А) Предчувствуя неприятную встречу, ворча и оглядываясь, Каштанку охватил ужас.
    Б) Пригнув к земле шею и голову, растопырив крылья и шипя, прямо на неё шел серый гусь.
    В) Смотря на эту удивительную сцену, мне вспомнился интересный случай, но я продолжал наблюдать за питомцами.
    Г) Читая историю о Каштанке, особое впечатление производит на нас взаимоотношения героев рассказа. 

3.Перед вами предложения из сочинения ученика 7 класса. Укажите правильный вариант построения предложения.

    А) На уроках литературы мы изучаем такие произведении, как рассказы А.П. Чехова, стихотворения М.Ю. Лермонтова, баллада В.А. Жуковского и поэма А.С. Пушкина.
    Б) Чтение фантастических романов воспитывало в юноше любовь к путешествиям, мечты о покорении космоса.
    В) Книги научат нас разбираться и привьют любовь к живописи, литературе, музыке.
    Г) По вечерам за столом собирались дети и взрослые и читали рассказы А.П. Чехова вслух. 

10.Орфографическая и пунктуационная норма русского литературного языка 

1.Прочитайте текст. Определите тему текста. 
2.Сформулируйте основную мысль текста. 
3.Определите микротемы и разбейте текст на абзацы. 
4.Озаглавьте текст. 
5.Спишите текст, вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. 

Осень в этом году в Подмосковье была нежда…ой. В одну из темных безлу…ых ночей (не)проше…ым гостем явился крепкий мороз…ц и снеж…к. На бегу остановились (не)большие реч…нки (не)замутне…ые (не)приютными холодными ветрами. И природа начала перестраиваться подчиняясь (не)жела…ой (н…)кем (не)зва…ой ранней осени. Быстро погружался в предстоящую спячку сад торопясь сбросить с себя свежезамороже…ую листву. Из-под белого снежного покрывала на засе…ых полях кое-где выглядывали (зеленовато)глянцевые пятнышки недавно посе…ых озимых. Но особенная прелесть для мес…ных ребятишек таилась в малохоже…ых и (не) езже…ых дорогах и дорожках. Они за одну ночь покрылись твердым настом по которому счастливые дети уже неслись под горку на (не)кова…ых санях. 

6.Назовите языковые средства, с помощью которых в тексте создается образ осени.

7.Укажите, какие средства связи существуют между 1-ым, 2-ым и 3-ьим предложениями:

   А) лексические средства связи: однотематическая лексика, повтор слова, синонимы, порядок слов в предложении
   Б) грамматические средства связи: видовременная форма глаголов, синонимы
   В) лексические и грамматические средства связи: синонимы, видовременная форма глагола, порядок слов в предложении
   Г) лексические средства связи: местоимение, синонимы, имена прилагательные, видовременная форма глагола 

8.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении № 4 должны стоять запятые.

И природа начала перестраиваться (1) подчиняясь (2) (не)жела…ой (3) (н…)кем (не)зва…ой (4) ранней осени.

А) 1, 2, 3      Б) 2, 3, 4     В) 1, 3, 4      Г) 1, 3 

9.Укажите правильный вариант характеристики 6 -го предложения текста (знаки препинания не расставлены).

Из-под белого снежного покрывала на засе…ых полях кое-где выглядывали (зеленовато) глянцевые пятнышки недавно посе…ых озимых.

   А) предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное, осложнено деепричастным оборотом
   Б) предложение повествовательное, простое, невосклицательное, распространенное, осложнено причастными оборотами
   В) предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное, осложнено причастным оборотом
   Г) предложение повествовательное, простое, осложнено причастным оборотом 

10.В каком случае неправильное определение морфологических признаков выделенного слова приводит к орфографической ошибке?

1) непроше…ым гостем – прилагательное, образованное от бесприставочного глагола несовершенного вида (просить), поэтому пишем одну букву Н
2) в малохоже…ых (дорогах) – сложное прилагательное, вторая часть образована от бесприставочного глагола несовершенного вида, поэтому пишем одну букву Н
3) осень была нежда…ой – прилагательное, образованное от глагола несовершенного вида (ждать), поэтому пишем одну букву Н
4) на засея…ых полях – прилагательное, образованное от глагола несовершенного вида (сеять), поэтому пишем одну букву Н

 А) 1, 3    Б) 2, 3, 4     В) 3, 4     Г) 1, 4


8 класс

Для желающих исправить оценку выполнить работу "Виды сказуемых""Виды словосочетаний""Однородные члены предложения""Односоставные предложения" и присылать на ЭП уителя elena-komarova2008@yandex.ru