Виртуальная школа (Комарова Е.А.)

Занятие 1 | Занятие 2 | Занятие 3 | Занятие 4 |Занятие 5 | Занятие 6 | Занятие 7 | Занятие 8

Занятие 1

    Тема №1. Орфоэпические нормы. Лексические нормы.  Орфоэпия. Трудные случаи нормированного ударения.  Задание А2.              Владение орфоэпическими нормами зависит в основном от речевого развития человека. Поможет систематическое использование орфоэпических словарей.             Запомните наиболее частотно встречающиеся в ЕГЭ слова:  ЧЕрпать, квартАл, досУг, надОлго, облегчИм, включенА, добелА, цемЕнт, дОнизу, прИнят, взЯто, деЯние, ржАветь, пЕрчить, красИвее, тОрты, позвонИт, карАкуль, тОтчас, ждалА, намЕрение, кАшлянуть, каучУк, занялА, зАгнутый, задОлго, киломЕтр, мусоропровОд.  Задания для самостоятельной работы (ответы приложены):  1.         А2. В каком слове ударение падает на первый слог? 
    1) эпилог 
    2) начала (она) 
    З) созыв 
    4) занял (он) 
      2.         А2. В каком слове ударение падает на второй слог? 
    1) избалованный 
    2) издавна 
    3) красивее 
    4) каталог   3.         А2. В каком слове ударение определено верно? 
    1) докУмент 
    2) диспАнсер 
    З) фенОмен 
    4) облЕгчить 
      4.         А2. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 
    1) создалАсь 
    2) дОлжностей 
    З) изогнУтый 
    4) звОнит   5.      А2. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 
    1) катАлог                З) докУмент 
    2) щавЕль                4) отогнАла 
      6.         А2. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 
    1) вклЮчим 
    2) зАсветло 
    3) пАртер 
    4) звОнишь 
      7.         А2. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 
    1) созвонИмся                    3) мОлодежь 
    2) намерЕние                     4) тортЫ 
      8.         А2. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
    1) принЯл                            З) начАла (петь) 
    2) принЯвший                    4) запЕрся 
      9.         А2. В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 
    1) щАвель 
    2) столЯр 
    3) баловАть 
    4) балОванный   10.      А2. В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный? 
    1) премирОванный 
    2) информИровать 
    З) нефтепровОд 
    4) вАлом валить   ОТВЕТЫ:1.         4                    2.         3                    3.         3                    4.         1                    5.         2                    6.         2                    7.         1                    8.         2                    9.         1                   10.       4  Лексические нормы. Умение правильно употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и правилами лексической сочетаемости. Паронимы.  Задание А3.              Задание проверяет владение лексическими нормами: умение правильно употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и правилами лексической сочетаемости.В задании часто предлагается найти предложение с лексической ошибкой, возникшей из-за неверного употребления паронимов – однокоренных слов, разных по значению, но сходных по звучанию: одеть – надеть. Чтобы не смешивать паронимы в речи, нужно анализировать оттенки их значений: одеть (кого-то) ребенка, надеть (на кого-то) на ребенка; проблемный (содержащий проблему, требующую разрешения) – проблематичный (маловероятный).   Задания для самостоятельной работы (ответы приложены):  1.         АЗ. Значение какого слова определено неверно? 
    1) Меланхолия — болезненно-угнетенное состояние, хандра, тоска. 
    2) Апофеоз - прославление, возвеличивание. 
    З) Зачинщик — тот, кто является автором какого-либо положительного начинания. 
    4) Компрометировать — порочить, выставлять в неблаговидном свете. 
      2.         АЗ. Укажите пример нарушения лексической сочетаемости. 
    1) основное меньшинство 
    2) горшок для цветка 
    З) книга из библиотеки 
    4) выйти из лифта 
      3.         А3. Значение какого слова определено неверно? 
    1) ДОТОШНЫЙ — любознательный, во все вникающий 
    2) РЕВАНШ — плата за поражение в войне или в игре 
    З) ДИЛЕТАНТ — профессионально занимающийся наукой или искусством 
    4) ДЕГРАДИРОВАТЬ — постепенно ухудшаясь, прийти к вырождению 
      4.         АЗ. В каком предложении вместо слова ВЕЧНЫЙ нужно употребить ВЕКОВОИ? 
    1) Долгими осенними вечерами хозяин не выходил из комнаты и в неизменном халате, с ВЕЧНОЮ трубкою в зубах, сидел у окна. 
    2) Густые заросли кустарника чередовались с ВЕЧНЫМИ дубовыми рощами и берёзовыми лесочками. 
    3) Среди ВЕЧНЫХ человеческих ценностей наиболее важной для него была честность. 
    4) В районах ВЕЧНОЙ мерзлоты дома строятся по специальным проектам. 
      5.         АЗ. В каком предложении вместо слова ЕДИНЫЙ нужно употребить ЕДИНИЧНЫИ? 
    1) Большинство отрицательных героев Н. Гоголя можно собрать в ЕДИНЫЙ образ пошлости.
    2) Вокруг голубовато-белая пустыня без ЕДИНОЙ складочки — ни бугров, ни впадин. 
    3) М. Горький советовал критикам обращать внимание на литературу в целом, а не на ЕДИНЫЕ явления её. 
    4) Просветители ХYIII века считали, что права и обязанности гражданина должны быть ЕДИНЫМИ для всех. 
      6.         АЗ. В каком предложении вместо слова ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ нужно употребить ДЕМОКРАТИЧНЫЙ? 
    1) В предвыборную борьбу выступила не так давно сформированная ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ партия. 
    2) В своих письмах Гоббс оставался противником ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО образа правления.
    3) В пресс-релизе указано на возросшее значение объединения всех прогрессивных и ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ сил. 
    4) Игрушка — одно из ярких проявлений массовой культуры, глубоко жизненное и ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ. 
      7.         АЗ. В каком предложении вместо слова СЫТЫЙ нужно употребить СЫТНЫЙ? 
    1) СЫТЫЙ волк смирнее завистливого человека. 
    2) Сено в стогу — СЫТЫЙ корм скоту. 
    З) СЫТЫИ голодного не разумеет.
    4) СЫТОЕ брюхо к ученью глухо.    8.         АЗ. В каком предложении вместо слова ПРЕДСТАВИТЬ (ПРЕДСТАВЛЯТЬ) нужно употребить ПРЕДОСТАВИТЬ (ПРЕДОСТАВЛЯТЬ)? 
    1) За большие заслуги перед государством артиста ПРЕДСТАВИЛИ к правитель-ственной награде. 
    2) Этот дом ПРЕДСТАВЛЯЕТ собой историческую ценность. 
    З) На совещании нам ПРЕДСТАВИЛИ нового сотрудника 
    4) Русский язык — это громаднейшее богатство, которое ПРЕДСТАВЛЯЕТ нам необычайные возможности. 
      9.         АЗ. Какое из перечисленных слов имеет значение «не исчезающий, вечный? 
    1) непреходящий 
    2) неприкосновенный 
    З) непробиваемый 
    4) непререкаемый  10.      АЗ. Укажите пример с нарушением норм лексической сочетаемости. 
    1) В подавляющем большинстве случаев пациент выздоравливает. 
    2) Для успешного выполнения этого задания необходимо обратиться к словарю. 
    З) Все пришли на выставку художника Крамского. 
    4) В этом доме все напоминало о прошлом. 

    11.      АЗ. Какое из перечисленных слов имеет значение «занимающийся благотво-рительной деятельностью» 
    1) мизантроп 
    2) филантроп 
    З) филателист 
    4) импровизатор  12.      АЗ. Укажите пример с нарушения норм лексической сочетаемости.  
    1) Мы довольно долго пробыли в Крыму. 
    2) Лекарства от гриппа поступили в аптеку в нужном количестве. 
    3) Ученики уделяли заботу своей первой учительнице 
    4) Лицо кочегара напоминало маску.  ОТВЕТЫ:1.         3                  2.         1                  3.         3                  4.         2                  5.         3                  6.         4                  7.         2                  8.         4                  9.         1                 10.      1                 11.      2                 12.      3  ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО  Задание 1. Составьте словосочетания с данными паронимами.  1) памятный –памятливый –  2) соседний -соседский –  3) гарантийный -гарантированный -  4) угодный -угодливый –  Задание 2. Определите, в каком предложении вместо слова БУДНИЧНЫЙ нужно употребить БУДНИЙ. 1)     Однажды, в БУДНИЧНЫЙ день, поутру я с дедом разгребал на дворе снег. 2)     Из одной БУДНИЧНОЙ  обстановки пришлось  бы увлечь её в другую такую же или же ещё более однообразную и скучную. 3)     Этот художник значительное место отводит изображению БУДНИЧНОЙ стороны войны. 4)     «Вот мы и приехали домой»,- уже другим, БУДНИЧНЫМ голосом сказал капитан.  Задание 3. Определите, какое из перечисленных слов имеет значение «неприязнь, нерасположение к кому-либо или чему-либо». 1)     апатия2)     антипатия3)     скептицизм4)     пессимизм  Задание 4. Определите, значение какого слова определено неверно. 1)     КОСНЫЙ – тяготеющий к привычному, невосприимчивый к новому, прогрессивному. 2)     ПАДЧЕРИЦА – неродная дочь одного из супругов. 3)     ДЕПУТАТ – чиновник, назначенный на  какую-либо высшую государственную должность. 4)     ТЩЕТНО – напрасно.   Проверочная работа по темам (будет оценена):  Фонетика.        1.        А1. В каком слове или сочетании ЕСТЬ звук [д]? 
    1) дядька 
    2) от берега 
    3) пруд 
    4) деревня 
      2.         А1. В каком слове нет звука [с΄]? 
    1) тесть 
    2) улыбаться 
    З) удивляйся 
    4) гвоздь   3.         А1. В каком слове все согласные звуки мягкие? 
    1) вяжешь 
    2) учиться 
    З) оцепить 
    4) ученики
    4.         А1. В каком слове произносится звук [т΄]? 
    1) вперед 
    2) прядь 
    3) подкормлю 
    4) поддельный   5.         А1. В каком слове при произношении происходит озвончение согласного звука? 
    1) экзамен                3) сквозняк 
    2) подвиг                  4) смеешься   6.         А1. В каком слове произносится звук [с’]?
    1) мороз                    З) косьба 
    2) восемь                 4) сбежать   7.         А1. В каком примере произносится звук [и]?
    1) без иголки 
    2) с Ильёй 
    З) к идолам 
    4) за игрой
    8.         А1. В каком слове произносится звук [т’]? 
    1) теннис 
    2) ателье 
    З) темп 
    4) термин   Орфоэпия. 1.         А2. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 
    1) свёклА 
    2) премировАть 
    3) прИбыть 
    4) Экспертный   2.         А2. В каком слове ударение на первом слоге? 
    1) гражданство                   3) черпать
    2) гналась                            4) понявший
    3.         А2. В каком слове ударение на третьем слоге? 
    1) намерение                      3) исключённый 
    2) переключит                    4) кашлянуть   4          А2. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 
    1) квАртал 
    2) прОстыня
    3) местностЕй 
    4) оцененА  5.         А2. В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 
    1) водопрОвод 
    2) звонИт 
    З) впрЫснуть 
    4) атлАс (ткань)   6.         А2. В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударныи гласный? 
    1) звОнит 
    2) Атлас (географический) 
    З) нефтепровОд 
    4) добЫча   7.         А2. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 1) издАвна 
    2) забрАла 
    З) намЕрение 
    4) избАлован  Лексическое значение. Лексическая сочетаемость. Паронимы.  1.         А3. Значение какого слова определено неверно? 
    1) Аншлаг — объявление о том, что все билеты проданы 
    2) Анфас — вполоборота 
    3) Досуг — свободное от работы время 
    3) Дебют — первое выступление артиста на сцене 
      2.         АЗ. В каком предложении вместо слова КАМЕННЫЙ нужно употребить КАМЕНИСТЫЙ? 
    1) И упало КАМЕННОЕ сердце на мою ещё живую грудь. 
    2) Эти сооружения возникли в период перехода от деревянного зодчества к КАМЕННОМУ. 
    3) Мы шли долго в тёмном лесу по извилистой КАМЕННОЙ тропке. 
    4) В жаркие июльские дни, когда КАМЕННЫЙ город изнывал от солнца, в парке царила тишина и прохлада. 
      3.         А3. Какое из перечисленных слов имеет значение «вялый, равнодушный, находящийся в состоянии глубокого безразличия? 
    1) аскетичный                    3) хладнокровный 
    2) скептический                 4) апатичный 4.          А3. Значение какого слова определено неверно? 
    1) КОЛЛЕГИАЛЬНЫЙ — осуществляемый группой лиц 
    2) ПРЕСЛОВУТЫИ — широкоизвестный, заслуживающий положительной оценки 
    З) РЕЗЮМИРОВАТЬ — кратко обобщить 
    4) КОМФОРТ — бытовые удобства; то, что создает удобства 
      5.         А3. В каком предложении вместо слова ЗЛОЙ нужно употребить ЗЛОСТНЫЙ? 
    1) Здесь было так неуютно и страшно, как в заколдованном царстве, где всё уснуло по прихоти ЗЛОЙ феи. 
    2) Не по ЗЛОЙ воле он допускал промахи и ошибки. 
    3) Имейте в виду, что ЗЛЫЕ браконьеры являются уголовными преступниками и будут непременно наказаны. 
    4) Человек он был ЗЛОЙ: ему непременно нужно было кого- то мучить. 
      6.         А3. Какое из перечисленных слов имеет значение «сделанный грубо, безвкусно»? 
    1) дилетантский                 3) асимметричный 
    2) аляповатый                    4) непрофессиональный
    7.         А3. Укажите пример с нарушением норм лексической сочетаемости. 
    1) В этот период времени совы особенно активны. 
    2) Мы хотели, чтобы он извинился. 
    З) Лес — наше богатство. 
    4) Снег падал, но долго на земле не задерживался. 

    8.         А3. Значение какого слова определено неверно? 
    1) Меломан — страстный любитель пения и музыки. 
    2) Антология — сборник избранных художественных произведений разных авторов 
    З) Кредо — точка зрения, мнение 
    4) Вернисаж - торжественное открытие художественной выставки в присутствии специально приглашенных гостей.

    Занятие 2

      Морфологические нормы. Синтаксические нормы. Морфологические нормы. Формы родительного падежа существительных, именительного падежа  и родительного падежа множественного числа существительных, сравнительная и превосходная степени имен прилагательных. Образование и склонение порядковых и количественных числительных , образование различных глагольных форм (повелительного наклонения, прошедшего времени).  Задание А4Это задание проверяет умение оценивать речь с точки зрения морфологических норм русского литературного языка.В различных вариантах тестовых заданий для опознава­ния представлены неверно образованные формы

      • роди­тельного падежа существительных (несколько грамм),
      • име­нительного падежа и родительного падежа множественного числа существительных (немного апельсин);
      • сравнительная и превосходная степени прилагательных (наиболее реши­тельнее, более глубочайший).
      • образование и склонение порядковых и количественных числительных: больше шестьдесят рублей;
      • образование различных глаголь­ных форм (повелительного наклонения, прошедшего вре­мени): едь быстрее, разожгет костер, началися каникулы.

       Чтобы справиться с этим заданием, давайте вспомним основные правила образования наиболее сложных для употребления в речи форм различных частей речи.Итак, прежде всего имя числительное. По значению, грамматическим признакам числительные делятся на количественные (обозначают количество или число и отвечают на вопрос сколько?) и порядковые (обозначают порядок предметов при счете и отвечают на вопрос какой?). Числительные изменяются по падежам. Нужно помнить, что у составных и сложных количественных числительных склоняются все составляющие их части: больше шестидесяти рублей. У порядковых числительных склоняется только последнее слово: двадцать второго. В качестве примера для образца: - склонение количественного числительногоИ.п. – пятьсот шестьдесят семьР.п. – пятисот шестидесяти семиД.п. – пятистам шестидесяти семиВ.п. – пятьсот шестьдесят семьТ.п. – пятьюстами шестьюдесятью семьюП.п. – о пятистах шестидесяти семи - склонение порядкового числительного:И.п. – пятьсот шестьдесят седьмойР.п. – пятьсот шестьдесят седьмогоД.п. – пятьсот шестьдесят седьмомуВ.п. – пятьсот шестьдесят седьмойТ.п. – пятьсот шестьдесят седьмымП.п. – о пятьсот шестьдесят седьмом Еще одна особенность числительных в том, что собирательные числительные (двое, трое) могут употребляться в сочетании только с существительными мужского и об­щего рода (двое друзей) или с существительными, имеющими только форму множественного числа (двое ножниц). Следовательно, предложенное в одном из вариантов сочетание двое девушек является ошибочным, нужно говорить две девушки. Также ошибочным является при мер: около пятиста километров. Верный вариант - около пятисот километров. Сравнительная и превосходная степени имени прилагательных могут образовы-ваться двумя способами:

      • простая сравнительная степень образуется при помощи суффиксов -е, -ее, -ей, -ше: быстрее, решительнее;
      • составная сравнительная степень - при помощи вспомогательных слов более-менее: более решительный, менее быстрый;
      • простая превосходная степень образуется при помощи суффиксов -ейш- -айш- (после г, к, х): глубочайший;
      • составная превосходная степень - с помощью слов са­мый, наиболее, наименее, всего, всех — наиболее решительный, более глубокий.

       Именительный падеж множественного числа суще­ствительных мужского и женского рода образуется с по­мощью окончаний -ы (-и), такая форма носит нейтральный или книжный характер. Форма же с окончаниями -а (-я) присуща в основном разговорной речи: опытные аптекари (не аптекаря), клапаны (не клапана). Хотя у некоторых су­ществительных мужского и среднего рода нормой является именно окончание –а(-я) в именительном падеже: города, дома, профессора. Трудности появляются и при образовании родительно­го падежа множественного числа от некоторых существи­тельных:

      • с помощью окончаний –ов (-ев) родительный па­деж множественного числа образуется у существительных 2-го склонения (пять домов, много помидоров);
      • окончание -ей появляется у некоторых существительных всех трех склонений (морей, степей);
      • с помощью нулевого оконча­ния образуют родительский падеж большинство существи­тельных 1-го склонения и некоторые существительные 2-го склонения: корзин, дорог, сапог, солдат, грузин, чулок, пар­тизан, простынь, просьб.

      Ошибочными следует считать выражения: несколько помидор, несколько грамм, немного апельсин, встречающиеся в экзаменационных вариантах. Нормой для этих слов является окончание –ов (-ев), так как формы с нулевым окончанием характерны для разговорной (устной) речи. Глагол от других частей речи отличается богатством образуемых им форм. Но не все формы могут быть обра­зованы от каждого глагола. Так, например, нельзя образо­вать форму 1-го лица от глаголов затмить, победить, ощутить, убедить, чудить. Чтобы употребить эти глаголы в форме 1-го лица, используется описательная форма: сумею победить, могу ощутить. От глаголов колебать, рыскать, трепать, полоскать, хныкать, плескать, колыхать,  махать  и  некоторых других  образуются  формы колеблет, рыщет, полощет, плещет, колышет,  треплет, хнычет. Форма плескало является просторечной, а махало, пахало, полоскало, рыскало, сыплешь, сыпет, трепало, хныкало — разговорными.Среди глаголов есть так называемые безличные глаголы, то есть глаголы, обозначающие действие или состоянии (брезжить,   смеркаться),   совершающееся   само   по  себе. Такие глаголы не образуют форму повелительного наклонения. Нужно помнить, что форма повелительного наклонения образуется, как правило, с помощью суффикса -И-: клади, пиши. Помните!Глагол чтить имеет две формы 3-го лица множественного числа: чтят, чтут.Глаголы,  имеющие в инфинитиве -чь: жечь, течь, печь и др. в 3-м лице единственного числа будут иметь форму жжет (а не жгет), течет (а не текет), печет (а не пекёт).Форма повелительного наклонения от глагол лечь, трогать, выложить будет: ляг (а не ляж), выложи ( а не выложь), тронь (а не трожь). Глаголы, обозначающие чувства (грущу, тоскую, скучаю и т.д.), требуют после себя Род. падеж: тоскую по вас. Предложенное в одном из вариантов словосочетание описывать о происшествии построено ошибочно, так как глагол в нем переходный, следовательно, и дополнение должно стоять в винительном падеже без предлога: описывать происшествие, т.е. рассказывать о происшествии.  Задания для самостоятельной работы (ответы приложены):  1.         Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) в две тысячи пятом году      2) ездию в санаторий          3) старые дома         4) пять апельсинов  2.         Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) нарисуй картину     2) их учебники        3) самый младший        4) маляра закончили ремонт  3.         Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) часовые пояса         2) с пятьюстами метрами        3) отряд партизанов          4) лучше меня  4.         Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) менее правильней       2) вкусные торты         3) с восемьдесят пятым          4) по их просьбе  5.         Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) много мандарин      2) обеими руками          3) к тысяча девятьсот тринадцатому году         4) умелые парикмахеры  6.         В каком предложении есть грамматическая ошибка (неправильно образована форма слова)? 
      1) Поезжай скорее, привези их к нам! 
      2) Учительница занималась с обеими ученицами. 
      З) Я очень скучаю по вам. 
      4) Это весило примерно сорок граммов.   7.         В каком примере есть грамматическая ошибка? 
      1) у обоих подруг 
      2) обожжетесь 
      З) в ста километрах 
      4) еще выше   8.         Укажите предложение с грамматической (морфологической) ошибкой. 
      1) С семьюдесятью пятью процентами акций он пришел на аукцион. 
      2) В двух тысяч пятом году мы заканчиваем школу. 
      З) Вверху нёпогасшим костром горели Стожары. 
      4) Я получил консультацию у специалистов по реставрации картин.   9.         Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:
      1) с семьюстами рублями 
      2) грущу по вас 
      3) две банки консерв 
      4) более отважный   10.      В каком примере есть грамматическая ошибка (неправильно образованная форма слова)? 
      1) Более пятиста человек приняли участи в шествии. 
      2) В этом журнале можно найти статью на интересующую вас тему. 
      З) Гостя встретили с большой радостью. 
      4) Несмотря на уговоры матери, сын уехал учиться в город.
      11.      В каком предложении допущена грамматическая ошибка в образовании формы слова? 
      1) Не маши так руками! 
      2) За выдающиеся заслуги его наградили медалью. 
      З) Взвесьте мне, пожалуйста, двести граммов конфет. 
      4) Четверо кошек живут у лесника в сторожке.   12.      В каком ряду все числительные образованы правильно?
      1) до трехсот, до шестиста, к шестиста 
      2) к сорока, в пятиста, шестьюстами 
      З) в двухтысяч шестом, до пятиста, около семисот 
      4) восьмьюдесятью, около шестисот, в две тысячи пятом   ОТВЕТЫ:1.         2                   2.         4                   3.         3                   4.         1                   5.         1                   6.         3                   7.         1                   8.         2                   9.         3                  10.      1                  11.      4                  12.      4  Синтаксические нормы.Нормы построения словосочетаний, простых и сложных предложений различных видов.  Задания А5 и А6.Задания А5 и А6 проверяют уровень владения синтаксическими нормами, то есть нормами построения словосочетаний, простых и сложных предложений различных видов.   Особую   трудность   вызывает   задание   продолжить предложение,   начинающееся   с  деепричастного   оборота (А5). Для выполнения этого задания нужно четко уяснить, что действие, называемое с помощью деепричастия, и действие, обозначенное сказуемым, должны относиться к одному исполнителю. Именно он и будет обозначаться подлежащим в таком предложении. Деепричастный оборот может употребляться  и в односоставных предложениях (определенно-личных,   неопределенно-личных,  где лицо косвенно выражается в форме сказуемого). В безличных предложениях деепричастный оборот может употребляться только при сказуемом, выраженном неопределенной формой глагола, так как в таких предложениях нет ни грамматического, ни логического подлежащего.Рассмотрим, например, такой вариант: Выберите грамматически правильное продолжение предложения:Храня память о прошлом,1)ученым понадобилось много времени на изучение старинных летописей.2)монастыри стали неотъемлемой частью русской истории.3)изучение истории имеет большое значение.4)это помогает лучше понять настоящее. В варианте 1 подлежащее много времени. Оно не может хранить память о прошлом. Следовательно, этот вариант ошибочный.Во 2-м варианте – подлежащее монастыри. Они могут хранить память о прошлом и являются частью истории. Именно этот вариант и следует признать единственно пра­вильным.В 3-м и 4-м вариантах подлежащие (изучение и это) также логически не могут выполнять действия, обозначенные деепричастными оборотами. Много ошибок допускается при работе с предложением такого типа:Опровергая общее утверждение,1) приведите хотя бы один довод против2) у нас завязался спор3) у меня не хватило аргументов4) это называется контрпримером Среди приведенных вариантов ответов лишь один (1) верный, так как в остальных есть подлежащие (спор завя­зался, аргументов не хватило, это называется), которые не могут совершать действия, обозначенные деепричастием. Каждое подлежащее совершает свое действие. А в варианте 1 ответа предложение определенно-личное, то есть подле­жащего нет, но сказуемое (глагол 2-го лица множественно­го числа) косвенно его выражает: опровергая ... приведите довод против.  Задания для самостоятельной работы (ответы приложены):  1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
      Возвращаясь домой, 
      1) мне стало грустно. 
      2) уже совсем стемнело.
      З) я вспомнил о своем обещании позвонить домой. 
      4) из моей сумки выпала книга. 

      2. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
      Играя в шахматы, 
      1) развиваются мыслительные способности. 
      2) мне не было равных. 
      З) вы учитесь логическому мышлению. 
      4) необходимо внимание. 

      3. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
      Высказав мысль о необходимости разностороннего образования,
      1) она очень слабо аргументирована. 
      2) ученый не счёл нужным комментировать её. 
      3) её аргументация практически отсутствует. 
      4) в статье поднимается очень актуальный вопрос.   4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
      Тренируя память, 
      1) облегчается подготовка к экзаменам. 
      2) мне помогло специальное упражнение. 
      3) я заучивал наизусть стихотворения и телефонные номера. 
      4) изменяется скорость усвоения информации
      5. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. 
      Получив письмо, 
      1) оно оставлено без ответа. 
      2) меня охватила радость. 
      З) я не торопился с ответом. 
      4) изменились наши планы. 
        6. Выберите грамматически правильное продолжение предложения. 
      Нарушая правила безопасности, 
      1) мне было сделано замечание. 
      2) вы рискуете своим здоровьем. 
      З) возникает угроза жизни окружающих. 
      4) поведение человека заслуживает порицания. 
        7. Выберите грамматически правильное продолжение предложения 
      Опаздывая в театр, 
      1) вам нужно ехать на такси. 
      2) я очень волнуюсь. 
      З) мне неудобно перед подругой. 
      4) необходимо не волноваться. 
        8. Выберите грамматически правильное продолжение предложения
      Пользуясь калькулятором, 1) мне удалось получить точный результат. 2) вы пренебрегаете устным счетом, тренирующим память. 3) расчет производится быстро и легко. 4) помощь родителей мне не понадобилась.  9. Выберите грамматически правильное продолжение предложения: 
      Уезжая на дачу, 
      1) мне стало радостно. 
      2) уже было поздно. 
      3) машина долго не заводилась. 
      4) я не узнала расписание электричек. 

      10. Выберите грамматически правильное продолжение предложения. 
      Изучая растения средней полосы, 
      1) у меня появился интерес к этой проблеме. 
      2) некоторые из них используются для озеленения участков. 
      3) они были собраны в гербарий. 
      4) обратите внимание на их отличие от растений других зон.   11. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. 
      Выбирая стиль одежды, 
      1) это занимает много времени. 
      2) руководствуйтесь определёнными правилами. 
      3) подчеркивается индивидуальность. 
      4) большую роль играет цвет. 

      12. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. 
      Сделавшись 50—100 тысяч лет назад творцом, художником, 
      1) у первобытного человека изменилось сознание. 
      2) начинается преобразование человека. 
      3) человек остаётся им и по сей день. 
      4) возможно, вначале человеком двигали только практические цели. 

      ОТВЕТЫ:1.         3                   2.         3                   3.         2                    4.         3                   5.         3                   6.         2                   7.         2                   8.         2                   9.         4                  10.       4                  11.       2                 12.       3  Гра мматические нормы  Разберем задание А6, для этого рассмотрим некоторые примеры:Укажите предложение, в котором есть грамматическая ошибка.1. Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, от­крылся путь к внутренней свободе.Грамматическая ошибка в этом предложении заключа­ется в том, что причастие ищущим относится не к сущест­вительному героев, а к числительному одному, поэтому оно должно согласовываться с числительным в единственном числе и дательном падеже. Верной будет фраза: одному из героев, ищущему смысл жизни. 2. Благодаря искусства Микеланджело современные художники и скульпторы умеют выражать в масштабных формах свои мысли и чувства.В этом предложении производный предлог благодаря употреблен не с дательным падежом, а с родительным, следовательно, верным будет вариант: Благодаря искусст­ву Микеланджело. 3. В предложении Давыдов хотел вникнуть и познать все тайны Гремячего Лога нарушены нормы управления. У двух глаголов хотел вникнуть и познать имеется общее зависимое слово, но каждый из глаголов требует своего дополнения. Это пример речевой недостаточности. При глаголе хотел вникнуть нет необходимого дополнения, что и приводит к грамматической ошибке. Чтобы исправить данную конструкцию, поставим при первом сказуемом зависимое существительное, а при втором – местоимение: Давыдов хотел вникнуть во все тайны Гремячего Лога и знать их. 4. Предложение Участковый указал о том, что нужно соблюдать тишину в доме после 23 часов содержит ошибку управлении. Этот вид связи предполагает правильный выбор падежной формы (с предлогом или без него). Правильно сказать: указал на то, что. То есть при этом глаголе употребляется винительный падеж существительного с предлогом на.  5. Вот еще аналогичный пример:Я обратился и получил консультацию у специалистов реставрации картин. К первому управляющему слову обратился добавим зависимое существительное к специалисту, а ко второму получил - местоимение с предлогом у: Я обратился к специалисту по реставрации картин и получил у него консультацию. 6. Мы оплатили за турпутевку и отправились на экскурсию.В литературном языке принята беспредложная конструкция оплатить (что)... (проезд, покупку) и предложная - уплатить за... . Следовательно, верным будет вариант: Мы оплатили турпутевку и отправились на экскурсию. 7. Кресло-качалка отремонтирована и торжественно выставлено на середину террасы.В этом предложении мы видим нарушение норм координации подлежащего и сказуемого. Подлежащее кресло-качалка - сложное существительное, род которого определяется по главному слову (кресло - средний род). Следовательно, оба сказуемых должны согласовываться с подлежащим в роде, то есть быть в форме среднего рода. В предложенном же варианте одно из сказуемых стоит в женском роде (отремонтирована). Для устранения ошибки согласуем однородные сказуемые подлежащим, поставив их в средний род: Кресло-качалка отремонтировано и торжественно выставлено на середину террасы.  Задания для самостоятельной работы (ответы приложены):  1. Укажите предложение с грамматической (синтаксической) ошибкой. 
      1) Николай всегда был собеседником более интересным, нежели чем его брат. 
      2) Критики приняли спектакль благосклонно. 
      З) Для берегов отчизны дальней ты покидала край чужой. 
      4) Благодаря хозяйку, мы стали с ней прощаться.   2. Укажите предложение с грамматической ошибкой. 
      1) Вопреки правил пунктуации, журналисты часто употребляют тире вместо двоеточия. 
      2) Вчера я добрался до Ялты и встретил там много знакомых, приехавших на отдых. 
      3) Приезжие поражались высоте Останкинской башни. 
      4) В поэме «Василий Тёркин» воспевается подвиг русского солдата, верного долгу и Отчизне. 
        3. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). 
      1) Никто из тех, кто играл в школьной баскетбольной команде, не стал профессиональным спортсменом. 
      2) Лесные поляны покрылись яркими звёздочками земляники, обильно цветущей в этом году. 
      3) Сёстры увлекались и хорошо разбирались в современной музыке. 
      4) В «Ровеснике» печатают много интересных статей. 
        4. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). 
      1) Лексические повторы — средство выразительности в стихотворении Лермонтова «Бородино». 
      2) Рассказы могут создаваться не только в письменной, но и в устной форме. 
      З) Протест Катерины, отстаивающий свои человеческие права, имел общественное звучание. 
      4) Интернет сохраняет огромные базы данных по разным вопросам науки и позволяет ими пользоваться. 
        5. Укажите предложение с грамматической ошибкой. 
      1) По завершению эксперимента учёные опубликуют аналитически отчет. 
      2) Многие из тех, кто знал Чехова, вспоминали о его лютой ненависти к самовозвеличиванию и чванству. 
      З) Одним из российских обычаев, ценившимся многими старым москвичами, было устное рассказывание. 
      4) О великой силе любви Орфея и Эвридики рассказывается в книге «Мифы древней Эллады», составленной А.И. Немировским.  6. Укажите предложение с грамматической ошибкой (неправильно построенное). 
      1) В деревне Ольховке было три десятка домов. 
      2) Дети редко прислушиваются и выполняют советы старших. 
      З) Из всех, кто играл в спектакле, мне запомнился только Царёв. 
      4) Участникам первого Парада Победы, приехавшим в Москву, вручили памятные подарки. 

      7. Укажите предложение с грамматической ошибкой. 1) Литературоведение изучает и опирается на законы развития литературы. 2) Закрыв книгу, постарайтесь представить ее героев 3) Автор повести - молодой украинский писатель. 4) Река совсем обмелела и стала несудоходной.  8. Укажите предложение с грамматической ошибкой. 1) Переводя незнакомый текст, следует пользоваться словарем. 2) В своих пьесах драматург ставит ряд вопросов, волнующие зрителей. 3) Песня посвящается памяти героев-воинов. 4) Все, кто работает на местной фабрике, живут в соседнем поселке.  9.Укажите предложение с грамматической ошибкой. 1) Гринев был честным, правдивым, но иногда довер­чивый. 2) Вокруг нас зеленые деревья, на них поют свои весен­ние песни птицы.. 3) Мой отец хорошо знает повадки диких зверей и голо­са птиц. 4) В мэрии состоялось обсуждение плана реконструк­ции центра Москвы.  10. Укажите предложение с грамматической ошибкой. 1) В «Вишневом саде» есть и грустное, и смешное, и трагичное. 2) Журналисты получили ответы на все интересующие их вопросы. 3) Мы увлекаемся и любим посещать выставки филателистов. 4) Сюжет рассказа интересен во многих отношениях.  11. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с на­рушением синтаксической нормы). 1) Одним из известнейших драматургов, показавших в своих пьесах мир купеческой Москвы, был Александр Никола­евич Островский. 2) Все, кто интересовался историей русской литературы, зна­комы с творчеством русских беллетристов девятнадцатого века. 3) Между стволами сосен в лесу кое-где пробивался косой луч заката. 4) Среди научных трудов Ф.И. Буслаева прежде всего следует упомянуть его книгу «Историческую грамматику русского языка».  12. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с на­рушением синтаксической нормы). 1) В журнале была опубликована рецензия на новый сбор­ник стихов молодых поэтов. 2) Все, кто бы ни писал о русской природе, отмечал её по­этичность и живописность. 3) В картине художника Богатова «Соседки» поражает рос­кошный интерьер комнаты. 4) Ни один из прохожих, спешивших на ярмарку, не обратил внимания на стоящие в стороне возы с домашней утварью.   ОТВЕТЫ:1.         1                    2.         1                    3.         3                    4.         3                    5.         3                    6.         2                    7.         1                    8.         2                    9.         1                   10.       3                   11.       4                   12.       2   Проверочная работа по темам (будет оценена) Морфологические нормы  1. Укажите пример нарушения лексической сочетаемости. 
      1) основное меньшинство 
      2) горшок для цветка 
      З) книга из библиотеки 
      4) выйти из лифта   2. Укажи ошибку в образовании формы слова.
      1) сорок граммов 
      2) поезжай 
      3) с обеими ученицами 
      4) скучаю по вам   3. Укажите неправильно образованную форму слова 
      1) обожгет 
      2) потрудитесь 
      З) восьмьюдесятью 
      4) более красив   4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 
      1) высохнула 
      2) оденьтесь теплее 
      3) с пятьюдесятью рублями 
      4) спелых абрикосов   5. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 
      1) наиболее правильнее 
      2) свыше четырех тысяч метров 
      3) несколько яблонь 
      4) попробую   6. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 
      1) прочитал рассказ 
      2) менее значительный 
      3) в две тысячи пятом году 
      4) езжай домой   7. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 
      1) звончее 
      2) в боку 
      3) знаменитые профессора 
      4) красивейший   8. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 
      1) к две тысячи пятому году 
      2) жгёт костер 
      З) пачка макарон 
      4) фильм интереснее   9. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 
      1) лягте на диван 
      2) их дети 
      3) пять блюдец 
      4) больше пятьдесят рублей   10. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова
      1) вкусные торта                З) моложе брата 
      2) в аэропорту                    4) в трёхстах метрах   11. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 
      1) молодые бухгалтеры 
      2) ихней работой 
      3) в течение тридцати пяти минут 
      4) дамских туфель   12. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слов 
      1) в две тысячи двадцать втором году 
      2) старые пропуска 
      З) совсем озяб 
      4) несколько огурец Синтаксические нормы  1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. 
      Сравнивая слова «рад» и «отрада», 
      1) они воспринимаются как однокоренные. 
      2) для нас кажется очевидным, что у них один корень. 
      3) надо учесть, что исторически они происходят от разных корней. 
      4) это любопытный пример переосмысления слов и изменения их состава.   2. Выберите грамматически правильное продолжение предложения. 
      Пользуясь советами специалистов, 
      1) вы можете отремонтировать свою квартиру самостоятельно. 
      2) требуется внимательное отношение к этим рекомендациям. 
      3) у меня возникло собственное решение проблемы. 
      4) всё станет простым и понятным. 
        3. Выберите грамматически правильное продолжение предложения. 
      Потребляя небольшое количество топлива, 
      1) сберегаются энергоресурсы. 
      2) машина может развивать высокую скорость. 
      З) решается задача энергосбережения. 
      4) одно из достоинств машины — экономичность.   4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. 
      Повторяя одни только старые истины, 
      1) это вряд ли приведёт к открытию. 
      2) логическим путем выводятся новые законы. 
      3) невозможно открыть новое. 
      4) нет постижения нового. 

      5. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. 
      Начав заниматься музыкой, 
      1) у вас остается мало времени для развлечений.
      2) в значительной степени развиваются творческие способности. 
      З) у меня появилось много интересных знакомых.
      4) я познакомился с нотной грамотой.   6. Выберите грамматически правильное продолжение предложения:
      Составляя предложение, 
      1) мне было сделано замечание. 
      2) обдумывается его структура. 
      З) учитывайте как лексическое, так и грамматическое значение слов. 
      4) должен учитываться стиль речи.   7. Выберите грамматически правильное продолжение пред­ложения. Сидя в кресле, 1) ко мне подошла сестра. 2) свет должен падать слева. 3) удобно наблюдать за играющими малышами. 4) низко наклоняется голова.  8. Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Поселившись в деревне, 1) мне стало скучно. 2) я занялся разведением цветов. 3) у меня появилось много времени. 4) мной были посажены цветы перед домом.  9. Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Изменив название пьесы, 1) было получено разрешение на ее постановку. 2) удалось добиться разрешения на ее постановку. 3) содержание ее не изменилось. 4) у драматурга появилась надежда на ее постановку.  10. Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Говоря об известном поэте, 1) критиками были найдены точные слова. 2) мне вспоминаются его стихи. 3) у нас возникает светлое чувство. 4) нельзя не сказать о его стихах.  11. Выберите   грамматически правильное продолжение предложения. Достав из кармана спички, 1) мой собеседник зажег свечу. 2) продолжился рассказ моего собеседника. 3) свет свечи заполнил комнату. 4)мне пришлось долго искать свечку на полке.  12. Выберите   грамматически   правильное   продолжение предложения. Подъехав к городу, 1) нам не удалось перекусить. 2) у нас сломалась машина. 3) мной овладел интерес к его достопримечательно­стям. 4) все облегченно вздохнули.  Грамматические нормы  1. Укажите  предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). 1) Колька не столько пел, сколько раскрывал рот и делал вид, что поет. 2) В траве, в кустах кизила и дикого шиповника, в виноградниках и на деревьях — повсюду заливались цикады. 3) Обе фигуры были интеллигентные и приятные, и напоминали мне почему-то героев Тургенева. 4) Согласно приказа командира батальона,  солдаты должны были идти в наступление.  2. Укажите предложение с грамматической (синтаксической) ошибкой: 1) Вышивка получилась не так красива, чем у подруги. 2) На экскурсии мы узнали много нового о своем городе. 3) Рядом с домом раскинулся великолепный сад. 4) Эвакуация продолжалась до утра.  3. Укажите предложение с грамматической ошибкой: 1) В «Новом мире» можно найти статьи на интересующую вас тему. 2) Сажать и ухаживать за цветами совсем не просто. 3) Многие средства массовой информации писали о случившемся. 4) В описании Рудина недоставало красок.  4. Укажите предложение с грамматической ошибкой. 1) С этой ролью он справился не так удачно, чем другой актер. 2) Ворота отворились, и несколько полицейских офицеров вошли во двор. 3) Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок. 4) Молодые дамы блистали всею роскошью моды.  5. Укажите предложение с грамматической ошибкой. 1) Мы много сделали для организации этого вечера. 2) Берега реки Амазонки заросли тропическим лесом. 3) Рога пятнистого оленя, использующегося для получения ценного лекарства, называются панты. 4) Для тренировки памяти есть специальные упражнения.  6. Укажите предложение с грамматической (синтаксической) ошибкой. 1) Объявление на вокзале прозвучало чуть слышно. 2) Люблю на рассвете войти в летний лес. 3) Зимой маленькие деревенские избы утопают в снегу. 4) Мы все словно сговорились, чтобы не выдавать друга.  7. Укажите предложение с грамматической ошибкой. 1) На улице шел снег вперемешку с дождем. 2) В поле стояла одинокая береза. 3) Вчерашний снег, мы которому так обрадовались, сегодня растаял 4) Рабочие пришли поздно, были грубы и ничего толком не сделали  8. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). 1) В стихотворении Блока «Скифы» прослеживаются тради­ции литературы XIX века. 2) Одним  из основоположников натуральной  школы стал В.Г. Белинский, внёсший существенный вклад в создание теории реализма. 3) Мемуары знакомят нас с эпохой и дают полное представ­ление о том или ином писателе. 4) Музыка может не только выразить нежность и радость, а также и тревогу, печаль.  9. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с на­рушением синтаксической нормы). 1) Благодаря душевности, доброте, взаимопониманию роди­телей в семье всегда царили мир и согласие. 2) В картине Остроухова «Золотой осени» многоцветие осени словно яркий весёлый ковер с нарядным орнаментом. 3) Кто бы ни изучал биографию Пушкина, подчёркивал, что его поэтический талант необычайно расцветал в осеннюю пору. 4) В одном из старинных домов, сохранившихся в центре Москвы, бывали великие русские поэты и писатели, ком­позиторы и художники.  10. Укажите предложение с грамматической ошибкой. 1) Одним из самостоятельных видов искусства, существую­щим с конца XV века, является графика. 2) Все, кто в других странах любит русскую культуру, знает имена великих поэтов и писателей — Пушкина, Тургене­ва, Достоевского, Толстого. 3) По приезде из Петербурга Гоголь поселился в доме Акса­ковых (ныне на Суворовском бульваре). 4) О своём отношении к классической музыке В.П. Астафьев написал в очерке «Постскриптум».